Адаптация японских автомобилей.
Это технически сложная операция, которая, в зависимости от модели, может длиться от 3 недель до 1,5 – 2-х месяцев. Она имеет смысл только для эксклюзивных, новых или «свежих» спортивных автомобилей, которые имеют (или не имеют) аналоги с левым рулем. В некоторых случаях, если вы хотите получить суперкар типа Nissan Skyline GT-R 34 V-spec II Nur , имеет смысл в перестановке руля – тогда это будет единственный в мире автомобиль с левым рулем.
Что включает в себя адаптация японских автомобилей.
Перестановка рулевого управления – дело хлопотное, трудоемкое и дорогостоящее.Для начала, необходимо определить, существует ли у данной японской модели прямой аналог, выпускаемый для других стран. Если аналог есть, то это существенно облегчает работу, так как практически все детали, необходимые для перестановки, можно заказать.
Следующий этап – определение наличия и стоимости комплектующих, в том числе и б/у.
С клиентом, перед заключением договора, обговаривается вопрос – из каких деталей ему делать автомобиль, новых или б/у.
При перестановке руля используется принцип «разумной достаточности» и инженерный подход, что означает следующее:
1. Заказ комплектующих осуществляется в тех местах, где они наиболее дешевы, несмотря на длительные сроки исполнения (Япония, ОАЭ, Дубаи).
2. Используется комбинированный способ подбора комплектующих – ответственные узлы и интерьерные детали – новые, второстепенные узлы и детали – б\у (если это возможно) .
3. Максимально используются детали и узлы самого адаптируемого автомобиля (насколько это возможно).
Для этого, перед началом работы, проводится тщательная инженерная проработка адаптируемого автомобиля, определяется, какие узлы и детали, после определенной доработки, могут быть использованы.
Это, а также, накопленный опыт, позволяют существенно снизить стоимость заказываемых комплектующих, без какого либо ущерба для качества и при этом, сохраняются все опции, которые присутствовали у автомобиля до адаптации.
Например, полный комплект новых запчастей, необходимых для адаптации, может стоить от 5 до 7 тыс. у.е. (Subaru Legaсy B4 RSK, Toyota Harrier, Toyota LC 100 и т.д.), что вполне сопоставимо с нашими расценками на адаптацию этих и подобных автомобилей (стоимость работы + стоимость комплектующих). Конечно, гораздо проще, тупо заменить все узлы и детали на новые, как это делают некоторые фирмы, но ни технически ни экономически это не оправданно.
4. Не вдаваясь особо в технические подробности, перечислим то, что вы получаете в результате адаптации японских автомобилей:
- Корректируются углы установки боковых зеркал путем доработки механизмов складывания, при этом, диапазон регулировок углового положения плоскости зеркала остается прежним, что позволяет отрегулировать их под любой рост и посадку;
- Дорабатывается (или меняется) механизм дворников таким образом, что их расположение и алгоритм работы становятся идентичными, как на автомобилях с левосторонним управлением;
- Алгоритм работы климатической установки и органы ее управления остаются прежними, при этом, отопитель, испаритель кондиционера и вентилятор меняются на новые (левосторонние), но блок управления, сервоприводы заслонок и датчики переносятся с правостороннего автомобиля;
- Центральный замок, механизмы и блоки управления стеклоподъемниками остаются прежними, при этом, они меняются местами (если это возможно), а электрическая схема дорабатывается. В некоторых случаях, клавиши управления левыми боковыми стеклами будут располагаться ближе к водителю и наоборот. Это связано с тем, что нам не удается перекоммутировать их цепи, так как управление исполнительными механизмами – цифровое. Таким образом, у Toyota Harrier например, после адаптации будет отсутствовать функция автоматического закрытия бокового водительского стекла.
- В большинстве случаев, механизм переключения АКПП остается прежним, но ручка с кнопками (вторая – овердрайв) разворачивается большой кнопкой в сторону водителя, рычаг ручника также остается на прежнем месте. Это не касается таких моделей, как LC 80 и LC 100, где приходится менять весь механизм, его облицовку и дорабатывать механизм ручника. Если у автомобиля привод стояночного тормоза ножной, то он, вместе с педальным узлом, устанавливается на штатных местах, с левой стороны автомобиля.
- Передние сиденья остаются на своих местах но, по вашему желанию, может быть осуществлена попытака доработать и поменять их местами. Это в основном касается моделей, у которых оба передних кресла имеют электрические регулировки. Второй, радикальный способ – замена передних кресел на «леворульные».
- При перемещении гидровакуумного усилителя с главным тормозным цилиндром и климатической установки, удлиняются некоторые тормозные трубки и алюминиевые трубки системы кондиционера.
- Тоже происходит и с системой трубопроводов гидроусилителя руля – при замене рулевой рейки или редуктора на «леворульный», дорабатывается (или меняется) трубки высокого и низкого давления.
- В некоторых случаях доработке подвергается поперечная балка подрамника, на которой устанавливается рулевая рейка или сама рейка. В основном, это касается полноприводных версий легковых моделей – Galant (Legnum) VR-4, Diamant 4WD, Toyota Caldina GT-T, Gracia 4WD и т.д. Иногда требуется замена поперечной балки подрамника.
- После замены рулевой рейки на «леворульную» в некоторых случаях может изменится и ее передаточное отношение, т. е. рулевое управление станет менее острым и информативным. Характерный пример из практики – это Toyota Harrier, Toyota Caldina GT-T, Subaru Legacy B4 RSK, Galant (Legnum)VR-4, Diamant 4WD. Если на Harrier и Legacy еще и можно заказать европейский вариант (Lexus RX300) или «спортивный» вариант (Subaru) рейки, которые по характеристикам близки к японским, то для Galant (Legnum) VR-4 , Diamant 4WD, Caldina GT-T и т.д., таких реек в природе не существует. Кроме того, в результате адаптации, у некоторых перечисленных моделей может исчезнуть такая полезная функция, как переменное усилие и ход рулевой рейки, в зависимости от скорости.
- Большой объем работы проводится с электропроводкой автомобиля, у которой удлинняются многие цепи, но проводка при этом не меняется. Как уже было сказано, блоки управления всеми сервоприводами и другими потребителями, остаются прежними (кроме подрулевого переключателя – он меняется на «леворульный»), но проводка в них перекоммутируется таким образом, чтобы левое было левым, а правое – правым. Подушки безопасности и щиток приборов остаются прежними, хотя очень часто возникает проблема с крышкой пассажирской подушки, в случае, если ее форма не симметрична, крышку можно заказать только вместе с подушкой (тысяча и более долларов). В этом случае крышка изготавливается вручную, из куска праворульной торпедо.
- Несмотря на бытующее мнение, что кузова японских «праворульных» и «леворульных» автомобилей идентичны, стоит только прорезать отверстия в одном месте моторного щита и заварить в другом, существенной доработке подвергаются моторный щит, подоконная балка и балка под торпедо, во многих случаях требуется их замена (кроме подоконной балки). Перевариваются многочисленные кронштейны крепления педалей, климатической установки, рулевой колонки, торпедо, блоков реле, предохранителей, блоков управления двигателем и т.д. После сварочных работ, все затронутые детали проходят тщательную антикоррозионную обработку и покраску. После покраски, моторный щит проклеивается шумо- и теплоизоляцией, но, иногда, этого недостаточно и полностью убрать шумы двигателя, трансмиссии и колес удается только после установки заводской шумоизоляции моторного щита (внутренней и наружной), которая может стоить 300 – 500 долларов.
Отдельный разговор – об адаптации моделей, не имеющих европейских и американских аналогов.
Уже есть небольшой опыт адаптации автомобилей, выпускаемых только для японского рынка – слишком уж привлекательны во всех отношениях многие модели, которые японцы производят или намерены производить только для себя.
Наибольшая трудность в адаптации таких автомобилей – это вопросы, связанные с интерьером, которые решаются совместно с компаниями, которые занимаются этим профессионально.
Кроме того, все должны правильно понимать, что стоимость адаптации таких автомобилей дороже и времени это занимает больше.
Цель, которая преследуется в этой статье эту показать, что процесс адаптации технически сложен и дорогостоящ, но всячески преподносится с целью сэкономить ваши деньги.
Разговоры о том, что где-то переставляют руль за 800 – 1500 долларов – это полный бред, который активно передается среди любителей японской техники. Как правило, он порождается продавцами японских автомобилей, которые пытаются продать праворульный автомобиль людям впервые увидевшим «японца» на Коломенском рынке. Эти люди считают почему то, что японские автомобили должны быть дешевле, чем европейские, и сетуют на то, что они купили бы такой автомобиль, если бы он был с левым рулем – отсюда и возникают такие легенды.