Масла для автоматических коробок передач (ATF)
наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются
самыми специфическими продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное
масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же из
автоматической коробки передач (АКП) удалить рабочую жидкость, то она
моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных механизмов.К ATF
предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным,
антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, чем к
нефтепродуктам для других агрегатов. Поскольку автоматические коробки передач
включают в себя несколько совершенно разных узлов - гидротрансформатор,
шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления - спектр функций масла
очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает
крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление.Средняя температура масла в
картере автоматической коробки передач составляет 80-90 0С, а в жаркую погоду
при городском цикле движения может подниматься до 150 0С. Конструкция
автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая,
чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется на
внутреннее трение масла, которое еще больше нагревается. Высокие скорости
движения масла в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию,
приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления масла
и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения (сталь, бронза,
металлокерамика, фрикционные прокладки, эластомеры) затрудняет подбор
антифрикционных присадок, а также создает электрохимические пары, в которых при
наличии кислорода и воды активизируется коррозионный износ.В таких условиях
масло должно сохранять не только свои эксплуатационные свойства, но и как
передающая крутящий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии.
Основные спецификации
Исторически сложилось так, что "законодателем
мод" в области стандартов на масла для автоматических трансмиссий являются
корпорации "General Motors" (GM) и "Ford" (Табл. 1). Европейские производители,
как автомобильной техники, так и трансмиссионных масел, не имеют своих
собственных спецификаций и руководствуются списками масел, одобренных ими к
применению. Аналогичным образом поступают и японские автомобильные
концерны.Первоначально в "автоматах" использовались обычные моторные масла,
которые приходилось часто менять. При этом качество переключения передач было
крайне низким. В 1949 г. компания General Motors разработала специальную
жидкость для автоматических трансмиссий - ATF-А, которая применялась во всех
АКП, выпускаемых в мире. В 1957 г. спецификация была пересмотрена и получила
название Type A Suffix A (ATF TASA). Одним из компонентов при производстве этих
жидкостей являлся продукт животного происхождения, получаемый в результате
переработки китов. В связи с возросшими объемами потребления масел и запретом
охоты на китов, были разработаны ATF полностью на минеральной, а позднее и на
синтетической основах. В конце 1967 года General Motors ввело новую спецификацию
Dexron В, позднее Dexron II, Dexron III и Dexron IV.Спецификации Dexron III и
Dexron IV созданы с учетом требований к маслам для электронно-контролируемого
сцепления автотрансформатора. Корпорацией General Motors также разработана и
внедрена спецификация Allison C-4 (Allison - отделение General Motors по
производству трансмиссий), определяющая требования к маслам, работающим в
тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной
техники.Долгое время у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и
фордовские инженеры использовали стандарт ATF-A. Только в 1959 году компания
разработала и внедрила фирменный стандарт М2С33-А/В. Наибольшее распространение
получили жидкости стандарта ESW-M2C33-F (ATF-F). В 1961 году Ford издал
спецификацию M2С33-D, учитывающую новые требования по фрикционным свойствам, а в
80-х годах - спецификацию Mercon. Масла, соответствующие спецификации Mercon,
максимально приближаются к маслам Dexron II, III и совместимы с ними.Основные
различия между спецификациями компаний General Motors и Ford - разные требования
к фрикционным характеристикам масел (у General Motors на первом месте плавность
переключения передач, у Ford - скорость их переключения).Типичные характеристики
масел для АКП приведены в Табл. 2.
Масла устаревших спецификаций до сих пор
используются во многих европейских автомобилях, причем очень часто в качестве
масел для механических коробок передач.
В автоматических трансмиссиях большинством
производителей современных автомобилей рекомендованы масла, отвечающие
требованиям спецификаций Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые, как
правило, взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям последних
спецификаций, например Dexron III, могут быть использованы для доливки или
замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующе спецификации
Dexron II, а в некоторых случаях и ATF - A. Обратная замена масел не допустима.
Многоцелевая жидкость для автоматических трансмиссий. Рекомендована для
автомобилей FORD выпуска после 1977г., автомобилей Сеneral Motors и большинства
других иномарок. Также рекомендуется для гидроусилителей и
гидросистем. Отвечает требованиям спецификаций Dexron III и
Mercon.
Аutran DX III (ВР Англия)
Полусинтетическое универсальное трансмиссионное масло для автоматических
трансмиссий. Отвечает требованиям спецификаций GM Dexron
III, Ford-Mercon, Allison C-4, rd mM3C. Специальные допуски:
ZF TE-ML 14.
Аutran MBX (ВР Англия)
Полусинтетическое трансмиссионное масло для автоматических трансмиссий и
гдроусилителей рулевого управления. Отвечает требованиям
спецификаций GM Dexron III, Ford Mercon, Allison
C-4. Специальные допуски: MB236.6, ZF TE-ML 11,14, MAN 339
Tupe C, Renk, Voith, Mediamat.
Ravenol ATF (Германия)
Всесезонное трансмиссионное масло для автоматических коробок передач и
узлов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей. Специальные
допуски: MB 236.2; Busgetriebe Doromat 973, 974; MAN 339A.
Ravenol Dexron II
D (Германия)
Всесезонное универсальное трансмиссионное масло для автоматических коробок
передач и узлов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей. Отвечает
требованиям спецификаций GM Dexron II, Allison
C-4. Специальные допуски: MAN 339 Tup C, MB
236.7.
Ravenol Dexron F
III (Германия)
Всесезонное универсальное трансмиссионное масло для автоматических коробок
передач и узлов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей. Отвечает
требованиям спецификаций GM Dexron III, Allison C-4, Ford
Mercon. Специальные допуски: MB 236.1, 236.5; ZF
TE-ML-03,11,14.
Все масла, как правило, прошли испытания на
соответствие указанным спецификациям и имеют специальные допуски от
производителей техники.
Хотя эксплуатационный уровень ATF определяется
спецификациями производителей автомобильной техники, значительная часть
производимых масел используется в областях применения, отличных от АПК,
например: - В силовых коробках передач внедорожной строительной,
сельскохозяйственной и горнодобывающей техники; - В гидравлических системах
автомобилей, промышленного оборудования, мобильной техники и судов; - В
рулевом управлении; - В ротационных винтовых компрессорах
В состав масел для АКП обычно входят
антиокислители, ингибиторы пенообразования, противоизносные присадки,
модификаторы трения и набухания уплотнений. В целях идентификации и скорейшего
обнаружения протечек масла для АКП окашивают в красный цвет.