Вы спросите - для чего нужны эти системы оценок? Отвечаем: на японских аукционах торгуется огромное количество машин - от пятисот до десятков тысяч. Естественно, в ходе торгов дилер не в состоянии осмотреть каждую откупаемую машину. Умея расшифровывать аукционный лист, со всеми указанными в нем техническими характеристиками автомобиля, дилер легко может принять решение - покупать или не покупать тот или иной автомобиль. Излишне говорить, что аукционные эксперты стараются быть предельно объективными при оформлении аукционного листа, так как завышенные характеристики и оценки могут подорвать доверие автодилеров к такому аукциону (за что эксперт, производящий оценку, будет уволен, а аукцион может лишиться лицензии). Такие жесткие меры приводят к тому, что зачастую можно встретить автомобиль с заниженной оценкой.
Чтобы расшифровать каждую графу аукционного листа, разобъем его на несколько частей.
1 - номер лота.
2 - история автомобиля: автомобиль принадлежал частному лицу, арендовался или же был какой-то другой вариант. Эти три варианта разделены точками посередине строки; в нашем примере обведены иероглифы, говорящие о том, что машина использовалась частным лицом (таких автомобилей большинство).
3 - объем двигателя; указывается в кубических сантиметрах.
4 - марка кузова.
5 - аукционная оценка.
6 - оценка салона. На большинстве японских аукционов внешнее
состояние и состояние салона оцениваются отдельно друг от друга. Если в
аукционной оценке используются в основном цифры, то в оценке салона
используются латинские буквы от A до D. При этом они означают следующее:
A - безукоризненное состояние
B - несущественнные загрязнения
C - несущественные загрязнения и незначительное количество пятен и следов от сигарет
D - салон грязный, пятен и следов от сигарет довольно много.
7 - слево направо пишутся: название модели (в нашем случае это RVR), тип кузова (точнее, количество дверей у кузова, в нашем примере их 4), название модификации (здесь катаканой написано Sports Gear).
8 - год выпуска автомобиля по японскому летоисчислению. Для
перевода в более понятную нам систему летоисчисления нужно прибавить
японский год к 88-ми. В нашем примере автомобиль выпущен в 8-ом году по
календарю Японии, что соответствует 1996-му году.
2 - пробег. Пробег может указываться в километрах или в милях.
В этом случае в правой части графы обводится либо Km (километры), либо
"мили" (слово, написанное катаканой ниже Km). Если в правой части графы
стоит вопросительный знак, значит, пробег вызывает у осмотрщика
сомнение. Такое обычно бывает, если у автомобиля отсутствует сервисная
книжка. 3 - цвет автомобиля (пишется иероглифами или каной). Если автомобиль был перекрашен, то после стрелочки пишется новый цвет1 - срок действия сякэна, то есть дата, до которой он
действителен. Указывается в формате год / месяц. В нашем листе сякэн
действителен до июля 2005 года (17 год, 7 месяц).
4 - код цвета автомобиля. 5 - тип топлива (слева направо через точку: бензин, дизель, другое). В нашем листе отмечено слово "бензин".6 - цвет салона автомобиля. 7 - срок эксплуатации автомобиля. 8 - графа автодилеров. Если здесь есть пометки, значит, машина была куплена через дилерскую сеть. 9 - расположение руля. Первый иероглиф означает, что руль находится справа, второй - слева.
1 - тип трансмиссии. В данном случае это автоматическая
коробка передач с рычагом переключения, расположенным в полу.
2 - кондиционер. Аббревиатурой AC обозначается простой
кондиционер, AAC - автоматический кондиционер, или, как его еще
называют, климат-контроль. 3 - наличие либо отсутствие сервисной книжки. Если обведен
иероглиф слева, она есть, если иероглиф справа - ее, соответственно,
нет. При отсутствии сервисной книжки ставится под сомнение достоверность
пробега машины (см. выше). В данном листе сервисная книжка есть.
Присутствующие
в автомобиле пункты этого списка обводятся. Так, рассматриваемый нами
RVR оснащен литыми дисками, гидроусилителем руля, подушками безопасности
и электростеклоподъемниками.1 - дополнительное оборудование автомобиля. Аббревиатуры и
иероглифы, которые мы здесь видим, расшифровываются так (слева направо,
сверху вниз):
SR - люк
AW - литые колесные диски
PS - гидроусилитель руля
Написанное катаканой слово, означающее подушку безопасности
PW - электрические стеклоподъемники
Иероглиф, означающий кожаные сиденья
TV - телевизор
Написанное катаканой слово, означающее систему навигации.
1 - число посадочных мест в автомобиле.
2 - общее число мест в автомобиле.
3 - ниже этой надписи аукционный осмотрщик пишет свои замечания касательно состояния автомобиля, в частности, отмечает его плюсы и положительные моменты, на которые стоит обратить внимание.
4 - так же, как и в предыдущем пункте, осмотрщик пишет замечания о состоянии автомобиля, но отмечает здесь не его плюсы, а наоборот, минусы.
5 - схема кузова автомобиля с нанесенными на нее местами
кузовных дефектов. Основной список принятых на японских автоаукционах
обозначений кузовных дефектов таков:
A, B - царапина
E или U - вмятина
S - ржавчина, коррозия
Y - дыра
W, P - сколы краски либо закрашенные неровности
X - элемент кузова нуждается в замене
XX - элемент кузова заменен.
Перечисленные буквы могут быть дополнены цифрами, означающими степень выраженности того или иного дефекта:
Кузов |
Оценка |
Характер повреждения |
Царапины | А1 | царапина длиной до 5 см. |
А2 | Царапина длиной до 20 см. | |
А3 | Царапина длиной свыше 20 см. | |
Вмятины (маленькие) | Е | 1-2 маленькие вмятины |
Вмятины | U1 | Вмятина размером около 3 см (мяч для гольфа) |
U2 | Вмятина размером 10 см. | |
U3 | Вмятина больших размеров. | |
Восстановления | W1 | Все сделано отлично. |
W2 | Заметны неровности окрашивания. | |
W3 | Неровности окрашивания бросаются в глаза, необходимо перекрасить кузов. | |
Прочие | S1 | Большая площадь заржавела. |
S2 | Значительные области затронуты ржавчиной. | |
C1 | Большая площадь подверглась коррозии. | |
C2 | Значительные области подверглись коррозии. |
Бампер |
Оценка |
Разъяснения |
Царапины | А1 | На бампере есть царапины. |
А2 | Одна треть поверхности бампера покрыта царапинами. | |
А3 | Царапин очень много. | |
Трещины | Y1 | Есть трещины в двух местах. |
Y2 | Трещин довольно много. | |
Y3 | Очень много трещин, есть восстановленные. | |
Вмятины | U1 | Небольшие вмятины, продавленности, потертости |
U2 | Вмятины. | |
U3 | Большие вмятины, большие продавленности, значительные потертости. | |
Восстановления | W1 | Все восстановлено хорошо. |
W2 | Заметны неровности в местах восстановления. | |
W3 | Восстановлено криво, требуется перекрасить бампер. |
6 - состояние колесной резины.
1 - в этой графе указывается блок лотов, в котором данный автомобиль продавался. Нужно отметить, что на японских автомобильных аукционах автомобили продаются блоками. Так, например, есть блок "one owner", то есть автомобили, у которых был один владелец, "recycled", то есть битые автомобили, "refreshed" (отремонтированные машины) и так далее. В рассматриваемом нами листе обведен блок "рабито майка" - так в Японии называются недорогие, быстро продающиеся машины, находящиеся в хорошем состоянии.
2 - регистрационный номер автомобиля (название города, цифры и буквы японской азбуки).
3 - полный номер кузова автомобиля.