"Что лить в редуктор заднего моста?" - еще один популярный вопрос, который мы сегодня постараемся разобрать. 1. Исходно-переднеприводные модели С такими машинами все достаточно просто. Вне зависимости от принципа работы 4WD (Fulltime STD I, II, V-Flex, ATC), задний дифференциал бывает двух типов: 1.1. Свободный 1.2. Самоблокирующийся типа Torsen (RAV4, Caldina 215, Harrier, Kluger). Оба дифференциала питаются обычным трансмиссионным маслом API GL-5 SAE 75W-90 для гипоидных передач (обычно синтетическое). И, разумеется, никакого LSD-масла в Torsen лить не нужно. Еще один обычный вопрос - можно ли сделать задний дифференциал самоблокирующимся? Конструктивно это вполне реально, вся проблема в том, как найти на разборке этот самый торсен (все-таки он ставится на достаточно свежие и дорогие машины). Если есть совсем уж много лишних средств, то можно приобщиться к миру разнообразных тюнинговых редукторов от TRD, Kaaz и т.п., ценники на которые начинаются от штуки (без доставки). Только не надо считать такую блокировку действительно полной, ведь она ориентирована на повышение устойчивости на скользком покрытии и равномерный разгон, а максимум ее офф-роуд возможностей - попытка борьбы с диагональным вывешиванием на тротуаре. Поэтому не стоит рассчитывать, что машину удастся вытянуть из засады на одном заднем колесе. 2. Исходно-заднеприводные модели Здесь разнообразие редукторов побольше: 2.1. Стандартный свободный дифференциал 2.2. Самоблокирующийся типа Torsen (все Mark II 110, часть 90 и 100) 2.3. Самоблокирующийся, с вискомуфтой или фрикционный (LSD) 2.4. С жесткой принудительной блокировкой (на разных типах LC) Типы 1, 2 и 4 используют указанное выше стандартное масло для гипоидных передач, а в тип 3 - положено заливать LSD-масла для самоблокирующихся дифференциалов, API GL-5 SAE 75W-90. Как пример того, что из них у нас реально продается, можно привести Castrol SAF-XJ 75W140, Castrol HYPOY LS 90, BP LIMSLIP 90, Liqui Moly LS1409/1410 85W90 3. Как узнать тип дифференциала? Когда требуется отличить редуктор с LSD от обычного, чтобы узнать, какое собственно масло лить, задача оказывается весьма непростой. Свободный дифференциал (да и любой в свободном состоянии) работает стандартно - вывешиваем задние колеса, крутим одно из них рукой,- тогда другое будет крутиться в обратную. Можно запустить движок - от него оба колеса просто должны крутиться в разные стороны. С другой стороны, если колеса вращаются в одном направлении - казалось бы, это самоблокирующийся дифф? Но, но, но... На самом деле это говорит, что дифференциал как бы заблокирован. И если это происходит в нормальных условиях - очень может быть, что он неисправен. Причем это касается всех типов дифференциалов. Да, само собой, для 4WD FullTime вывешивать только задние колеса и крутить их движком нельзя, можно здорово навернуться, да и вообще при экспериментах необходимо соблюдать элементарные ПТБ. Более-менее надежно убедиться можно только силовым методом. Точно так же вывесить мост, запустить двигатель и крутить колеса на низшей передаче, при этом осторожно удерживая одно из задних колес. Если второе колесо вращается с удвоенной скоростью, а усилие на удерживаемом не нарастает, то дифф свободный (или по крайней мере уже стал таким :). Torsen или фрикционный LSD постараются вращать оба колеса практически сразу (второй - еще и со "скрипом"). В LSD с вискомуфтой блокировка произойдет через некоторое время после нагрева. Ну и самый простой вариант. Если имеется лейбл "LSD oil only" на задней крышке редуктора - вопросов нет, но наклейка может отгнить, оторваться, остаться у кого-то на память... Просто по номеру кузова определиться тоже нельзя, разве что случайно помогут какие-либо косвенные данные. Вообще же повод задуматься о LSD есть у владельцев таких машин второй волны: LC80 (FZJ80, HDJ81, HZJ81) 94.01-98.01 LC70 (HZJ73,77,LJ70, PZJ70) 92.08-93.05 LC70 (HZJ70,71,73,74,76,77) 96.08- LC90 (KZJ90, RZJ90, VZJ90) 96.04-00.01 LC100 (HDJ101, UZJ100) 98.01- Mark II... (GX100,105, JZX100,105, LX100 (GD,GDG,GL,TOU,TOUS) Mark II (GX70 AT) 93.02-97.04 Mark II... (GX90,SX90) 92.10-93.09 Mark II... (GX90,SX90,LX90 ATM) 93.09-96.09 Crown (GS151, JZS151,155, LS151) 95.08-98.08 Crown (GS151) 99.09- HiLux Surf (KDN185, KZN185, RZN185, VZN185) 95.11-02.03 HiLux (RZN147, LN160, LN170, RZN152, RZN 160, RZN174) 08.97- HiAce/ReiusAce (KZH106,116,120,138, LH109,119,129,168,178,186,188 4WD) 94.01- Regius/Touring HiAce (KCH46, LXH49) 97.04-98.04 Granvia/Grand HiAce (VCH16, KCH16, VCH28) 95.10- LiteAce/TownAce (CR30,YR30) 92.01-96.10 Ну а в случае сильных сомнений можно просто залить LSD-масло с близкой к номинальному маслу вязкостью. С обычным несамоблокирующимся дифференциалом от этого ничего не случится. 4. Забавная френология. Mark II X90 На самом деле это не то, что вы могли подумать :), а старинное псевдо-научное учение, основанное на исследовании внешнего строения черепа. Возможно, когда-нибудь можно будет достоверно вычислять тип диффа по внешним атрибутам корпуса редуктора и приводным валам. Но пока - увы... Вот, например, возьмем популярнейший Mark II / Chaser / Cresta, на который в 90-м кузове ставилось четыре разных дифференциала. Стандартный тип 1 (GX90, LX90, SX90, JZX9# Grande, Grande G, Tourer S) с парой сателлитов. Как можно видеть, пресловутое "S" возле пробки здесь в этом случае не обозначает блокируемости или не-блокируемости диффа. Стандартный тип 2 (JZX9# Tourer V) с четырьмя сателлитами и Torsen (JZX9# Tourer V), внешне идентичные между собой, но заметно отличающиеся от типа 1. LSD (GX90, LX90, SX90 92.10-95.07). Увы, внешне они одинаковы со типом 1, а отличительную наклейку, если она сохранилась, надо еще рассмотреть. В качестве дополнительного отличия можно использовать фланцы выходных валов редуктора: если он "высокий" (на рисунке справа), то дифференциал точно стандартный, если "низкий" с запрессованными болтами (слева) - то возможны варианты... 5. Забавная френология. Mark II X100 В 100-м кузове применялись те же четыре типа дифференциалов, но френология у них была иная. Стандартный тип 1 с двумя сателлитами, стандартный тип 2 с четырьмя сателлитами и Torsen внешне одинаковы. LSD (GX100,105,JZX100,105,LX100 (GD,GDG,GL,TOU,TOUS)) от них отличается, пусть и не разительно - но детали можно найти: - Форма пылеотражателя, закрывающего сальник входного вала редуктора (на LSD - трапциевидный, на остальных - как бы ступенчатый). - Заливная пробка (у LSD стоит на своем отдельном приливчике). - Форма задней крышки. - Фланцы выходных валов (в отличие от X90-го кузова, здесь "низкие" фланцы с резьбой принадлежат стандартным редукторам и Torsen'у, а "высокий" фланец с резьбой - LSD).
|