Электромобили. Пробил их киловатт-час
История
вершится прямо сейчас: в прошлом месяце в Японии начались продажи
первого электромобиля, похожего на машины в нашем привычном понимании. У
него салон для четверых, он обладает относительно неплохими скоростными
качествами и производится в товарных количествах. На этот год
запланировано 9 000 штук, а в 2012 году будет выпущено уже 30 000
экземпляров. Речь про Mitsubishi i-MiEV. Конечно, для автомобиля
размером с Colt стартовая цена в $43 000 великовата, но ожидается, что к
моменту начала продаж в Европе (на будущий год) за него уже будут
просить около $30 000. Впрочем, все стереотипы, касающиеся
электромобилей, этому миниатюрному автомобильчику присущи в полной мере…
Идея
расстаться со своей нынешней машиной – бензиновой или дизельной –
взамен на электромобиль может вызвать радость, наверное, лишь у
убежденного сторонника движения «зеленых». Ведь как мы себе представляем
электрические транспортные средства? Тихоходные букашки, требующие
подзарядки едва ли не дважды на дню… Однако, это справедливо лишь
отчасти. Начнем с того, что автопроизводители уже представили несколько
разработок, которые вполне могут понравиться поклонникам традиционных
машин. И это уже не отдаленное будущее, а практически наше настоящее.
Время, когда подобные проекты являлись исключительно выставочными
образцами или экспериментальными мелкосерийными моделями прошло. В
списке компаний, готовящихся приступить к серийному выпуску полноценных
машин на электрической тяге – Hyundai, Subaru, BMW, Audi, Mercedes, VW,
Peugeot, Toyota. А лидером в электромобильных разработках стоит признать
альянс Renault-Nissan: у франко-японского концерна уже целая гамма
готовых к выпуску моделей. Nissan Leaf претендует на роль лидера рынка:
на него уже получено около 20 000 предварительных заказов. Где заряжаться
Пока
можно только догадываться, как хотя бы в теории эксплуатировать
электромобили в российских городах. Впрочем, если обстоятельства
заставят, то на парковках у домов не так сложно соорудить консоли с
розетками. На севере это уже практикуют для подключения электрических
подогревателей двигателя. Представленным в последнее время новинкам для
полной зарядки батареи требуется примерно 7 часов при подключении к
бытовой электросети, а на специальных зарядных станциях, оборудованных
высоковольтными розетками, можно «заправиться» гораздо быстрее – за
30-40 минут.
В развитых странах создание таких сетей уже
стартовало. Интересно, что лидером в этом деле является вовсе не Япония,
как можно было бы подумать. Там на начало года функционировало всего 60
пунктов быстрой зарядки. В то время как в государствах центральной
Европы сеть Park&Charge насчитывает уже 500 электрозаправок. Но
самый амбициозный план озвучен американцами: правительство США выделило
$99,8 млн на создание сети из 11 000 (!) зарядных станций.
Стоять
полчаса на заправке мало кому приятно. Еще в позапрошлом веке подобные
проблемы, связанные с невозможностью быстро «заряжать» транспортные
средства, удавалось довольно эффективно решать. При поездках на большие
расстояния лошадей можно было менять в гостиницах. В XXI веке вновь
могут вернуться к подобной практике. На зарядной станции можно будет
оставить свой аккумулятор, а взамен получить полностью заряженный. Это,
конечно, самый быстрый вариант, но к тем моделям, которые выпускаются
сейчас или появятся в ближайшем будущем, это не относится. Станции с
оборудованием для экспресс-замены батарей пока существуют лишь в виде
концептуальных разработок и быстросъемными аккумуляторами нынешние
модели электромобилей не оборудованы. Не говоря уже о том, что модели
батарей сейчас у всех разные, не взаимозаменяемые. Впрочем, на
прошлогоднем Франкфуртском салоне компания Renault объявила, что
планирует инвестировать средства в создание сети станций замены батарей.
Во что обходится езда на электричестве
А
сколько позволит сэкономить электрокар? Действительно ли он выгоднее
бензиновой машины? В технических характеристиках прямого ответа нет. Но
есть способ конвертировать киловатт-часы в литры. Для примера возьмем
представленный недавно электрический Renault Fluence Z.E. Зная, что
полного заряда его батареи емкостью 22 кВт •час хватает на 160
километров пути, можно рассчитать, что на сотню он расходует 13,75 кВт
•час. По действующим московским расценкам это равно 47,44 руб. За такие
деньги и двух литров бензина не купишь. А на 100 км потребуется уж точно
не два литра. Ясно, что традиционным автомобилям такая экономичность и
не снилась. Получается, ездить на электромобиле раз в пять выгоднее, чем
на обычной машине. Причем, для расчетов мы использовали максимальный
московский тариф (3,45 руб. за кВт •час). Известно, что владельцы
электроплит имеют скидки. Может и для экологически чистых машин
Мосэнерго сделает послабление.
Что касается расценок автозарядных
станций, все, конечно, еще будет меняться, но, например, в Европе
сейчас можно платить абонентскую плату примерно в 200 евро в год за
безлимитное пользование энергией на «заправках» для электромобилей. Проблемы
Те,
кому приходилось зимой помучаться с обычным автомобильным
аккумулятором, вероятно, догадывается, что с электромобилем проблем
будет больше. Батарей, хорошо переносящих морозы, пока нет. Хотя бы
поэтому электромобиль для российского рынка все еще фантастика. Впрочем,
и в странах с более мягким климатом современные АКБ будут доставлять
неприятности автомобилистам. При необходимости обогревать салон или
питать кондиционер, разрядка происходит очень быстро. Причем приводимые в
паспортных данных 160 км хода – это в «смешанном цикле». По опыту езды
на гибридных автомобилях можно сказать, что при быстрой езде полностью
разрядить аккумулятор можно буквально за несколько десятков минут.
Рекорд
дальности поездки, установленный в мае экспериментальным Mira EV,
выглядит, конечно, обнадеживающе. Электромобиль, созданный на базе
серийного Daihatsu Mira, проехал на одной зарядке более 1003 км, за что
попал в Книгу рекордов Гиннеса. Впрочем, надо отметить, что это весьма
тихоходная модель (мощность мотора – всего 19 л.с.), а для установления
рекорда автомобиль укомплектовали восемью тысячами аккумуляторов от
ноутбуков, да к тому же инженеры максимально облегчили кузов,
демонтировав, например, задние сиденья.
Технологии производства
аккумуляторов по-прежнему остаются главным сдерживающим фактором
распространения электромобилей. Поэтому те модели, которые можно будет
купить в обозримом будущем, не годятся для интенсивной езды: проехал
круг по МКАДу – и домой. Конечно, если в год вы проезжаете не более 30
000 км, то, значит, на каждый день в среднем приходится всего 82 км. Но
необходимость проехать за день пару сотен километров возникает,
согласитесь, не так редко. Ни один существующий электромобиль этого не
позволит. Получается: встанешь на обочине – и иди с удлинителем к
ближайшему дому.
Наконец, аккумуляторы все еще довольно громоздки
и дороги, из-за чего электромобиль сейчас оказывается в полтора раза
дороже бензиновой модели того же класса. Купить вскладчину с государством
При
нынешних ценах на электромобили и при их недостатках даже в тех
странах, где очень популярны «экологические» идеи, спрос на подобные
модели невелик. И заявление Ангелы Меркель о том, что за ближайшие 10
лет немцы купят миллион электромобилей, означает по сути вот что:
государство будет выделять деньги на стимулирование спроса. Как это
делается? Например, в Японии граждане покупают электромобили
«вскладчину» с правительством. То есть, производитель получает свои $43
000 за Mitsubishi i-Miev, но из этой суммы покупатель платит примерно
75%, а остальное дает государство. В США уже не первый год покупатели
гибридных моделей пользуются налоговыми льготами - уже анонсированы
подобные программы и для электромобилей. Выгода приличная: налоговый
вычет составляет около $7 500.
Сочный рык электромотора
С
точки зрения безопасности в электромобилях скрыта определенная угроза, о
чем уже выразили беспокойство правительства США и Великобритании. Речь о
том, что при сравнительно медленном движении (до 30 км/ч) такие
транспортные средства практически не издают никаких звуков. Это
представляет опасность для слепых пешеходов, да и зрячие привыкли не
особенно вертеть головой, если на дороге тихо. Недавно в Америке
законодательно закрепили требование, согласно которому в течение трех
лет все электромобили должны быть оснащены установками «искусственного
шума». Аналогичные меры принимает и министерство транспорта Англии.
Самым логичным, конечно, будет имитировать звук привычных двигателей
внутреннего сгорания. Однако лондонская Times сообщает, что в
университете Уорика разрабатываются и альтернативные варианты, в том
числе с использованием музыки или звуков транспортных средств из
фантастических фильмов. Серийные модели сегодня и завтра
Tesla
Roadster. Даже самый взыскательный автогурман едва ли откажется
опробовать эту машину. Хотя родстер производится уже два года, он
остается знаковой моделью в электромобильном мире. Tesla – настоящий
спорткар, набирающий 100 км/ч всего за 3,9 с. Шасси разработано и
производится самим Лотусом. Но хотя модель во многом напоминает Elise,
пока нашлось не так много желающих купить электрический родстер за 99
000 евро, что вдвое дороже бензинового британского спорткара. По миру
разошлось всего 900 таких машин, хотя планировалось выпускать по 3 000 в
год. Впрочем, этот план озвучивался до кризиса.
VW Golf
blue-e-motion. Это одна из самых свежих электрических новинок,
представленная в начале мая. Сообщается, что по своей динамике модель
будет сравнима со стандартным 1,6-литровым хэтчбеком: 11,8 с до «сотни».
Правда, если бензиновой версии удается набрать 188 км/ч, то
электромотор не дотягивает 50 км/ч до этого показателя. Запас хода
обещают не рекордный, но приемлемый: 145 км. Пробная партия
электромобилей будет доступна для избранных корпоративных клиентов в
будущем году. Зато через два года модельный ряд VW пополнится сразу
двумя серийными электромобилями. Помимо Гольфа в салонах появится
миниатюрная модель Up!, показанная в виде концепт-кара на прошлогоднем
Франкфуртском автосалоне.
Nissan Leaf. Японцы опережают немцев в
«электрических» разработках. Речь даже не о том, что емкости
аккумулятора ниссановской модели гольф-класса Leaf хватает на
дополнительные 15 км пути в сравнении с Гольфом. Важнее другое: перед
нами полностью готовый продукт, который уже можно заказывать (поставки –
в конце года). Кроме Японии под нее уже выделены производственные
мощности на ниссановских заводах в США и Великобритании, причем, планы
весьма амбициозны. Планируется, что счет пойдет на десятки тысяч
автомобилей в год. Цена – $32 700.
Chevrolet Volt и Opel Ampera.
Эти седаны-близнецы гольф-класса представляют собой нечто среднее между
электромобилями и гибридными моделями. То есть, бензиновый мотор у них
все же есть, но его тяга на колеса не поступает. Он используется
исключительно для зарядки батареи, питающей основной мотор –
электрический. Причем двигатель внутреннего сгорания в данном случае
является лишь резервным вариантом питания. Предполагается, что владелец
машины каждый вечер ставит автомобиль на зарядку от сети – и на
следующий день передвигается без вмешательства ДВС, исключительно на
аккумуляторе в пределах 64 км (этого, согласно статистике, достаточно
для 75% американцев). А при участии бензинового двигателя запас хода
увеличивается до 483 км. Внешне машина похожа на вполне привычный седан,
и видимо он будет обладать неплохой динамикой (мощность электромотора –
149 л.с.). Старт продаж намечен на ноябрь. О цене пока сообщалось лишь
то, что модель будет стоить в США менее $30 000 с учетом налогового
вычета. Производственные планы на первый год – 10 000 штук, а на второй –
уже 60 000 экземпляров.
Renault Fluence Z.E. Это самый крупный
из представленных на сегодняшний день электромобилей. Если стандартный
Fluence по габаритам занимает промежуточное положение между
гольф-классом и сегментом «D», то электрическая модификация прибавила
еще 13 см в длину. Правда вместительность не выросла, а наоборот немного
уменьшилась: за счет размещенных в багажнике аккумуляторов объем
полезного пространства сократился с 530 до 300 л. Ставку на скорость
французы не делают. Мотор развивает 95 л.с. против 113 сил у Гольфа и
109 л.с. у Leaf. В продаже Fluence Z.E. появится в 2012 году.
Renault
Kangoo Express Z.E. Электромобиль в качестве коммерческого транспорта
может быть довольно выгоден тем компаниям, у которых суточные пробеги
укладываются в 160 км. Правда, представленный французами фургончик имеет
сравнительно слабый двигатель (60 л.с., 226 Н•м), хотя специфика
электромобиля, возможно, лучшим образом проявит себя именно при
перевозке грузов. Дело в том, что электромотор развивает максимальный
крутящий момент, начиная с самых минимальных оборотов. На главный вопрос
– насколько уменьшится запас хода с полной загрузкой – производитель
ответа пока не дает.
BYD E6. Пока еще ни одна модель из Китая не
произвела революции в автомобильном мире, но новый электрический
кроссовер из КНР, если верить техническим характеристикам, превосходит
западных и японских конкурентов. Во-первых, благодаря батарее вдвое
большей емкости, чем у соперников, (48 кВт •час) запас хода удалось
увеличить до 330 км. Также производитель обещает предложить широкую
гамму мощных моторов. Самая младшая переднеприводная модификация
оснащается 101-сильным двигателем, а топовая версия имеет 215-сильный
мотор для передней оси и 54-сильный для задней. Такой автомобиль должен
быть весьма динамичным: менее 8 с до 100 км/ч. Разумеется, скоростная
версия потребляет больше энергии, но китайцы уже анонсировали
72-килловатную батарею – рекордную по емкости среди всех серийных
электромобилей на сегодняшний день. Первые мелкосерийные партии Е6 уже
начали поступать в китайские службы такси, но уже в этом году розничные
продажи должны стартовать в США, а на будущий год – в Европе.
Ориентировочная цена на американском рынке - $40 000. Обещания китайцев
могут вызвать недоверие, если не знать, что совладельцем BYD в настоящее
время является знаменитый инвестор Уоррен Баффет, известный тем, что
никогда не вкладывается в рискованные проекты. В разработке
Немецкая
премиальная тройка еще не представила серийные версии своих
электромобилей. Но и BMW, и Audi, и Mercedes уже твердо заявили о
намерении начать выпуск подобных моделей в ближайшие два-три года. У
баварцев это будет компактный городской автомобиль Megacity Vehicle, о
котором пока сообщается лишь одна изюминка: модель будет обладать
сверхлегким кузовом из углепластика. В модельном ряду Audi первым на
электричество перейдет, вероятно, хэтчбек A1. А Mercedes делает ставку
на модель покрупнее: будущее поколение B-класса в электрической
модификации должны начать выпускать мелкими сериями в конце этого года.
Прочие
грядущие новинки – Subaru Stella, Smart ED, Hyundai i10 EV, Citroen C1
ev'ie – сейчас находятся на разных (скорее даже неопределенных) стадиях
готовности к массовому производству, однако свой выбор в пользу
электричества производители сделали. Даже представители фирмы Toyota,
которая уже много лет делает ставку не на электромобили, а на гибриды,
обмолвились, что к 2012 году гамму моделей пополнит модель без ДВС.
Когда
в автосалонах полностью закончатся бензиновые и дизельные модели? Не
скоро. Электромобили будут вытеснять привычные машины довольно
медленными темпами. И все же, по некоторым оценкам, за ближайшие 10 лет
автомобили, питающиеся из розетки, захватят уже 5-15% мирового рынка. И
это только начало.
|